первичная обработка древесины

Премудрости дерева — Первичная обработка древесины.

По большей части, основными видами материалов, используемых для резьбы, являются круглые и пиленые материалы. Из кряжей и чураков (более мелких поленьев), как правило, режут скульптуры, доски идут на декоративную отделку, либо на изготовление самостоятельных предметов. Для внешнего декора дома более правильно использовать те породы древесины, которые устойчивы к гниению, природным явлениям. Так, обшивку дома, например, лучше выполнить из хвойных деревьев, мебель — из лиственных пород. Вещи же, имеющие постоянный контакт с водой — из мелкоячеистой древесины, пород, богатых дубильными веществами, или повышенной смолистостью.

Однако, определиться с породой дерева — это еще полдела. Заготовка должна быть тщательно подготовлена к резьбе. Здесь мы подходим к одному из наиболее важных этапов — сушке.

Наиболее простой и доступный способ сушки — естественный или атмосферный. По понятным причинам, специальные сушильные печи большинству не доступны. Древесина должна сушиться обязательно в тени и в хорошо проветриваемом помещении. Идеально подходят — сарай или чердак загородного дома. Застекленный балкон тоже подойдет, надо только обязательно вентилировать помещение, иначе плесени не избежать. И, разумеется, заготовки надо ставить так, чтобы площадь контакта с воздухом была максимальной. Постарайтесь сделать (или приобрести) решетчатую подставку с тем, чтобы заготовка не касалась пола. Для сушки бревен и чураков можно сделать мини-козлы. И не забываете регулярно переворачивать заготовку. Кстати, для сушки очень удобно использовать деревянные подставки — решетки для обуви в изобилии продающиеся в магазинах «ИКЕА». Хотя, смастерить подобную конструкцию — дело двух часов. Также, есть несколько способов, позволяющих получить более качественную древесину.

1. Выпаривание (запаривание). Заготовки закладывают в чугунные (предпочтительно) емкости, заливают водой, засыпают опилки той же древесины, и ставят в печь, на температуру 60-70 гр. На 4-5 часов. При этом происходит выщелачивание древесины, дерево темнеет, приобретая красивый оттенок.

2. Вощение/парафинирование. Оптимальным является, естественно, использование воска/вощины. Для вощения также требуется емкость, в которой слой растопленого воска будет целиком покрывать заготовку. Во избежаение возгорания, воск/парафин топить только на водяной бане! Заготовка помещается в расплавленый воск/парафин, фиксируется на дне. Емкость помещается в теплую печь (термометр обязателен!) и выдерживается 12-14 часов.

3. Пропитка маслом. Лучше всего использовать льняное. Благо на оптовых рынках оно сейчас появилось. Процесс приближен по сути к вощению. Заготовка, либо, что чаще бывает, готовое изделие, погружается в разогретое до 60 гр. масло и выдерживается 8-10 часов. Данный способ идеален для изделей, контактирующих с водой: ложек, ковшов, мисок, кружек.

Внимение! Способы 2 и 3 подходят исключительно для уже просушеной древесины!

4. Лакирование. На готовые изделия, особенно на те, которые будут находиться на открытом воздухе, целесообразно наносить защитные покрытия, предохраняющие от гниения и грибков. В продаже имеется множество лаков, как на натуральной, так и синтетической основе, однако, ничто не заменит лак, свареный собственными руками. Итак, состав: 30% скипидара (в художественных магазинах продается «Кедровый», очень рекомендую) + 70% воска. За неимением, можно заменить на обычные скипидар и парафин. Смесь нагревается на водяной бане, на медленном огне, до кипения не доводить, может загореться! Растопленную смесь тампоном из пакли или ткани круговыми движениями втирать в изделие. После высыхания излишки лака удалить тряпочкой и отполировать.

Внимание! Лак варить лучше на улице или, как минимум, в очень хорошо проветриваемом помещении.

Для особо ценных вещей варится особый лак, с присадками. Одной из таковых является янтарь. Кусочек янтаря толчется в ступке, либо измельчается иным способом до состояния пыли. Лак разогревается до состояния «движения» (не путать с кипением!), медленно, при сильном помешивании, янтарь высыпается в жидкость, размешивать нужно до полного «расхождения» янтаря. Такой лак именовался «царским».